Кодекс профессиональной этики педагогических работников
Принят на заседании педагогического совета
протокол № от 26.05.2014.
| | Утвержден приказом директора
от 26.05.2014 №
|
| |
|
КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
муниципального автономного образовательного учреждения
«Ягринская гимназия»
1. Общие положения
1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников муниципального автономного образовательного учреждения «Ягринская гимназия» (далее – Кодекс), разработан на основании положений
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Закона Архангельской области от 02.07.20133 № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области»;
- Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.02.2014 №09-148 «О направлении материалов»;
- письма Министерства образования и науки Архангельской области от 27.02.2014 №209/02-01-13/1206 «О кодексе профессиональной этики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам МАОУ «Ягринская гимназия» (далее – Гимназия), независимо от занимаемой ими должности.
3. Положения кодекса распространяются на педагогических работников, которые состоят в трудовых отношениях с Гимназией и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
4. Целями Кодекса являются:
- установление этических норм и правил поведения педагогических работников Гимназии для выполнения ими своей профессиональной деятельности;
- содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- обеспечение единых норм поведения педагогических работников;
- создание корпоративной культуры в Гимназии;
- формирование благоприятного (позитивного) имиджа Гимназии.
5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.
6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.
2. Этические правила поведения педагогических работников
при выполнении ими трудовых обязанностей
7. При выполнении трудовых обязанностей педагогические работники соблюдают конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
8. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами:
8.1. соблюдают правовые, нравственные и этические нормы;
8.2. осуществляют свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
8.3. развивают у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формируют гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формируют у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
8.4. применяют педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
8.5. учитывают особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдают специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуют при необходимости с медицинским работником Гимназии и (или) медицинскими организациями;
8.6. уважают честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
8.7. не допускают грубое и негуманное отношение к обучающимся, унижение их человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение к кому-либо из обучающихся предпочтения или неприязни;
8.8. исключают действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей; при возникновении ситуации, связанной с конфликтом интересов действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8.9. проявляют корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
8.10. проявляют терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывают культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствуют межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;
8.11. не вправе подвергать критике внутрисемейные верования обучающихся, конструктивное обсуждение их возможно только со взрослыми членами семьи при полном и добровольном их согласии;
8.12. обязаны хранить в тайне информацию об обучающихся, доверенную им участниками образовательного процесса, в том числе высказанное мнение о родителях (законных представителях), педагогах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
8.13. во взаимоотношениях с коллегами педагогические работники обязаны проявлять взаимоуважение, толерантность, быть честными, справедливыми, порядочными, с уважением относиться к их знаниям и опыту;
8.14. критику в адрес коллеги допускают только аргументированно, неоскорбительно и конструктивно в присутствии критикуемого на совещаниях, учебно-методических объединениях, педагогических советах, собраниях трудового коллектива; критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллеги;
8.15. воздерживаются от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегают конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации работника (работников) или авторитету Гимназии,
9. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.
10. Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
11. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:
11.1. любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
11.2. грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
11.3. угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
11.4. негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии обучающихся и их родителей (законных представителей);
11.5. сплетен, интриг, дестабилизации морально-психологического климата коллектива.
12. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.
13. Педагогические работники соблюдают культуру речи, не допускают в использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.
14. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
3. Ответственность за нарушение положений Кодекса
15. Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях педагогического совета и (или) службы примирения между участниками образовательных отношений.
16. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.